Главная » Мужская сторона жизни » Джавид Имамвердиев: «Это был действительно период счастья»

Джавид Имамвердиев: «Это был действительно период счастья»

Дорогие читатели, хочу представить вам моего сегодняшнего гостя. Это человек, который на протяжении многих лет пишет стихи и песни, снимает документальные и художественные фильмы по произведениям Натика Расулзаде и других авторов, возглавляет Клуб авторской песни в Баку, является обладателем кубка чемпионов и звания «Чемпион ХХ века» в составе команды КВН «Парни из Баку», администратором которой он был долгие годы, проводит в Баку и странах СНГ международные фестивали бардовской песни, в качестве режиссера госмероприятий, провел много юбилеев, творческих вечеров и вечеров памяти известных людей, дней культуры Азербайджана.

Это настоящий бакинец, просто хороший человек и мой старинный друг — Джавид Имамвердиев. В ходе нашей беседы Джавид рассказал про свою разностороннюю деятельность, что для него значит Баку, как он стал писать стихи и бардовские песни, какие фильмы он снял и многое другое.

— Джавид, здравствуй! Мы с тобой оба родились и выросли в нашем любимом городе Баку. Что для тебя Баку?

— Добрый день, дорогой! Что для меня Баку я сказал в одном из моих ранних стихотворений: «Город мой единственный, нежный и воинственный, Город мой единственный, первая любовь». Баку моя первая любовь и останется ею навсегда. Я часто говорю, что нас угораздило родиться в этом замечательном городе, потому что мое появление на свет именно здесь во многом предопределило жизнь, судьбу и вид моей деятельности. Баку был и остается творческой кузницей, дарящей миру ярких и талантливых личностей.

Мой Баку рубежа 80-90-х годов прошлого столетия – это город, где кипела андеграундная творческая жизнь, которой нельзя было не заболеть. Самодеятельные театры, рок- клуб с различными рок-группами и, конечно, клуб авторской песни, который стал мотивом моей жизни и символом свободы.

Сама атмосфера КАПа привила любовь к литературе, творчеству, театру, причем, в нашем клубе пересекались самые разные виды искусств. Барды играли в самодеятельных театрах, участники театра приходили к нам, как исполнители. Баку состоял из маленьких студенческих компаний, которые плавно перетекали одна в другую. Как результат, сформировалась одна большая группа, пропитанная духом творчества, креатива и единства. Вообще, в СССР было три города, где жила своя нация: Санкт-Петербург, Одесса и Баку. Думаю, ты со мной согласишься, что нам сложно жить в других городах или странах, мы дети своего города, который нас вырастил и воспитал.

— В 2003 году ты снял документальный фильм про Ичери Шехер «Прогулки по бакинской крепости». Я знаю, что для тебя эта картина особенная…

— Как ты знаешь, это был мой первый документальный фильм. В тот период мне становилось душно на телевидении, потому, что оно переставало быть тем телевидением, которое я открывал для себя на рубеже 80-90-х годов, пропитанное духом свободы, поиска, творчества, интеллекта. Пошел обратный процесс, поэтому мне стало не интересно там работать. И вдруг, мне поступило предложение от моего товарища, с которым мы когда-то делали передачу «Девичья башня», одного из ведущих этого проекта, заслуженного художника АР, нашего дорогого Исмаила Мамедова, безумно влюбленного в Баку, сделать фильм о нашей столице.

Тогда же состоялось мое знакомство с будущим ведущим передачи «Бакинские тайны», невероятно талантливым, образованным, прекрасно знающим наш город Фуадом Ахундовым («Прогулки….», были и его первым кинопроектом). Работа над этим проектом стала для меня удивительным счастьем, потому что с него начался мой переход с телевидения в кино, но самое главное – предложение было связано с моим любимым Городом. Съемки проходили очень интересно, я сделал для себя много открытий, работая над этим фильмом. Вообще, мои знаковые проекты и на телевидении, и в кино были тесно связаны с Баку, городом, любовь к которому проходит некой параллелью через все мое творчество.

25b501cf177e96.jpg

— Ты имеешь в виду одну из твоих первых передач на телевидении «Девичью башню»?

— Да (улыбается). В ходе этой передачи, ведущими которой были Баяндур Мехтиев и Исмаил Мамедов, мы знакомили телезрителей со смешными историями из жизни бакинцев. А, если помнишь, моим первым проектом на ТВ и по сути первой национальной телеигрой стала передача «Mülkiyyətçi» на «Space», где я выступил в качестве режиссера, что было моей давнейшей мечтой, а также был ведущим ее русской части (на азерб. версии работал актер Фирдовси Атакишиев). Это был 1998-ой год. Так что в этом году у меня, как режиссера, 20-летний юбилей.

Одним из моих последних значимых проектов на телевидении можно назвать музыкальный проект «Sing Your Song», который делался по турецкой лицензии. Данный проект проходил в трех странах: Турции, Греции и Азербайджане.

После первого сезона, согласно рейтингу, наша версия оказалась самой удачной, и уже второй и третий проект был проведен по версии, которую разработала наша команда в составе таких специалистов своего дела, как замечательный оператор Самир Гасанов, моя супруга и второй режиссер проекта Нателла Имамвердиева, мастер по свету, он же исполнительный директор проекта Абдульнасир Кутиев, звукорежиссер Теймур Абдуллаев и многие другие, вместе с которыми мы учились делать телевидение уровня Москвы. Особое внимание уделяли картинке. На третий год я сидел с пультом в руках и смотрел аналогичные проекты, которые шли примерно в одно и то же время, переключая с канала на канал, чтобы сравнить нашу версию с зарубежными.

Скажу тебе так – наша картинка ничем не отличилась от того, что я видел на иностранных каналах. У меня, как режиссера-постановщика это вызывало чувство гордости и морального удовлетворения за то, что мы сделали хороший качественный продукт, вложив в него нашу душу. Не могу не отметить прекрасного музыкального руководителя Яшара Бахыша, который был со мной все три проекта.

Другим важным аспектом этого проекта было отсутствие скандалов и ругани, что сейчас сплошь и рядом на отечественном телевидении. Согласно регламенту, отбирались 8 участников, которые в том же числе оставались до конца проекта. С ними работали такие известные мастера, как легендарный солист и нынешний художественный руководитель Государственного ансамбля «Гая», Народный артист АР Рауф Бабаев, заслуженная артистка АР Наталья Балиева, обучавшая их актерскому мастерству и танцам, им давали мастер-классы звезды нашей эстрады. Мы учили молодежь, как становиться артистами, профессионалами, причем, обучали их не попсе, а азербайджанской эстраде со знаком качества.

— Конечно, это ведь и Бейбутов, и Магомаев, и ансамбль «Гая», и многие другие…

— В Азербайджане действительно существовала великая эстрадная школа. Во время съемок фильма про «Гая» «Удивительная жизнь», когда все респонденты в один голос говорили, что «Гая» был самым великим ансамблем Союза. А это Геннадий Хазанов, Полад Бюльбюль-оглы, Лариса Долина, Юлий Гусман, Вахтанг Кикабидзе, Нани Брегвадзе, Аркадий Арканов и многие другие. Меня буквально распирало чувство гордости! Р.Бейбутов, М.Магомаев, «Гая», Полад Бюльбюль-оглы, Сархан Сарханов – представители высококачественной азербайджанской эстрады, чьи имена всегда у нас на слуху. Эти музыканты и вокалисты стали нашим национальным брендом.

Я рад, что «Гая» все еще существует под руководством Рауфа Бабаева. Будучи режиссером и продюсером этого коллектива, я иногда с ними гастролирую, и я вижу, как тепло и радушно их встречает публика. Отмечу, что «Удивительная жизнь» стала моей первой картиной на посту директора студии документальных фильмов «Яддаш». Это история нашей музыкальной культуры – великого наследия, которое продолжает восхищать последующие поколения слушателей. Я благодарен нашему легендарному диктору Рафику Гусейнову за то, что он озвучивал этот фильм.

225b501cf1a1dc7.jpg

— Если у тебя появится возможность вернуться в прошлое, какое время ты выберешь?

— Это 60-70-еы годы прошлого столетия, близкие мне по духу. Меня к ним тянет словно магнитом. Это время рождения КВН, время, когда стадионы заполняла поэзия, появились авторская песня, лучшие театры, фильмы Рязанова и Данелии, которые меня привели в профессию. Это было время творческого взрыва. Несмотря на коммунистическую идеологию. Да и советская идеология в Баку, мне кажется, была какая-то особенная, я бы сказал советская идеология Light. Например, моего деда, партийного работника и коммуниста, хоронили по всем канонам Ислама, у нас дома всегда был Коран. Мы никогда не теряли своего национального сознания и свои корни, всегда гордились нашей богатейшей культурой, но наряду с этим было очень приятно осознавать себя частью того мира, той страны, где было единство, государства, победившего фашизм и запустившего в космос первого человека.

В те годы никто не спрашивал, какой ты национальности, все жили в дружбе и согласии. К примеру, в моем документальном фильме «Мир вашему дому», Глава русской церкви отец Александр рассказывает интересную историю, раскрывающую истинное лицо нашего города. Когда-то в Баку в 70-ые годы сгорела церковь, находившаяся выше Бешмяртябя. Власти нашей Республики, несмотря на недовольство Москвы, дали разрешение на ее восстановление, что стало, своего рода, достижением в советскую эпоху. Храм восстанавливался на пожертвования горожан. Священник, которого прислали из Москвы, очень удивился тому, что значительную часть денег внесли мусульмане и когда он поинтересовался, почему азербайджанцы это делают, ответ был прост, но в нем заключался большой смысл – «Беда тому городу, в котором сгорел Храм Божий». Вот в такие советские времена мы с тобой жили. Наверное, именно поэтому я часто ностальгирую по тем годам. Конечно, были и минусы, но, на мой взгляд, плюсов было гораздо больше.

— Однако, расцветом твоей творческой деятельности на телевидении, когда ты, можно сказать, пачками придумывал новые проекты и воплощал в жизнь оригинальные идеи, стал период работы на телеканале ABA TV.

— Скорее не совсем расцветом, а периодом врастания в Профессию! На мой взгляд, данный телеканал был удивительной попыткой создать первое национальное профессиональное телевидение очень высокого уровня, потому что мы вышли в эфир с 30-ю авторскими программами в то время, как другие начинали с фильмов, клипов, новостей и т.д. Некоторые из этих проектов были придуманы мной.

Это было новое умное телевидение со своим взглядом, интеллектуальным юмором, чего сейчас очень не хватает сейчас. Мы создавали интеллектуальные игры, ток-шоу, авторские передачи. Это был безумно интересный и счастливый период моей жизни, когда мы запускали канал с нуля и становились свидетелями рождения чего-то нового, оригинального и интересного. ABA был нашим детищем. Причем, многие из нас, по сути, делали свои первые шаги на телевидении. Нам настолько нравилось работать, что мы буквально ночевали в редакции. Этот канал стал для меня одним из главных университетов в профессии, так как я заполнял эфир авторскими передачами, которые нужно были придумывать самому. Это был действительно период счастья, когда от тебя требовалось только заниматься творчеством. Я называю это время – как закалялась сталь.

— Ты учился в 160-ой школе. Интерес к чему зародился первым: литературе или авторской песне?

— Ты, безусловно, прав. Все мои нынешние интересы появились в период учебы в 160-ой и в моем родительском доме, где всегда было уважение к Творчеству и Литературе. Но если большинство людей приходят к авторской песне через литературу, то в моем случае все произошло наоборот. Телевидение в те годы было не очень интересным, а на старых папиных катушках можно было найти записи Карузо, «Гая», «Аршин мал алан» У.Гаджибейли. Но мое внимание почему-то привлекли именно авторские песни Окуджавы и Высоцкого, которыми я заслушивался. Затем начал формироваться интерес к поэзии – Пушкину, Ахматовой, Цветаевой, Пастернаку. Я стал писать стихи, чтобы петь их под гитару и параллельно учился музыке.

Если я полюбил поэзию благодаря Высоцкому, то музыку – У.Гаджибейли. А вот одним из моих любимым писателем того времени был Натик Расулзаде, потому что он писал обо мне и моих сверстниках, живших на тех же улицах, ходивших по тем же переулкам, игравших в те же игры, что и мы. Это были наши бакинские ребята. Самое интересное, что снимая фильм «Кидающий Камни» (2009 год) по сценарию Н.Расулзаде, я понял, что его главный герой просто повзрослел вместе со мной – это снова я сам, только спустя 20-25 лет. Наверное, поэтому я дал ему в руки гитару и сделал его пишущим песни скульптором.

365b501cf1cbe74.jpg

— Джавид, расскажи о фестивалях бардовской песни, которые ты организовываешь. Насколько высок интерес к этому жанру в Азербайджане и за его пределами?

— Беда авторской песни в том, что она не популяризируется. Сегодня на российском телевидении не транслируются концерты и фестивали бардовской песни, что очень огорчает, потому что новое поколение практически ничего не знает об этом жанре. Хотя в жанр приходят новые молодые авторы. Но, как говорит Александр Моисеевич Городницкий, раньше авторская песня – была движением поющих поэтов, а сегодня превращается в движение пишущих тексты гитаристов.

Но, несмотря на то, что у нас авторская песня переживает не лучшие времена, по всему миру организуются сотни фестивалей авторской песни от России до Канады и от Израиля до Австралии. Если бы не семейные заботы, я бы мог плавно кочевать с одного Фестиваля на другой, как делают многие известные авторы (улыбается). Хотя я итак исколесил со своими песнями практически весь мир – США, Израиль, некоторые страны Европы.

В настоящее время в авторскую песню приходят те дети, в чьих семьях любят бардовские песни. Я рад, что у нас проходят фестивали авторской песни, притом, что это не наша культура. Я благодарен Министерству молодежи и спорта и Минкультуры, что они оказывают нам поддержку. Считаю эти мероприятия очень важными, ведь это пиар на государственном уровне. Важным аспектом фестивалей, организованных мною, является то, что к нам приезжает много известных людей, что является отличной рекламой нашей страны и напрямую влияет на ее узнаваемость за рубежом. Эти люди на основе своих впечатлений пишут стихи, песни и даже книги о нашей стране. И в том, что сегодня Азербайджан знают во всем мире, возможно, есть и наша заслуга.

Меня часто приглашают на фестивали в качестве члена жюри — слушать и отбирать русских поэтов. Приятно, что мне доверяют столь ответственный момент.

— Ты долгие годы был администратором нашей легендарной команды КВН «Парни из Баку», причем учился в одной школе с Анаром Мамедхановым, Энвером Мансуровым, Эмилем Аббасовым, Тимуром Вайнштейном. Как ты думаешь, почему уровень сегодняшнего КВН серьезно уступает уровню прошлых лет?

— Это сложный вопрос. На мой взгляд, здесь можно выделить сразу несколько факторов. Во-первых, конкуренция, которая сегодня гораздо выше, чем раньше. Когда мы впервые приехали в 1992 году на Сочинский фестиваль, в нем участвовали всего 30-40 команд, и войти десятку лучших было намного легче, чем сегодня. Конкуренцию нынешним КВН-щикам составляют 1000 команд, а это очень не просто. Во-вторых, Слава двух предшествовавших команд, команды Гусмана и команды Мамедханова. С этим в свое время столкнулись и мы, ведь нашими предшественниками была установлена довольно высокая планка, которую мы старались поднять еще выше. Сложно держать марку чемпионов. Сегодняшние КВН-щики находятся в тени успехов нашей команды, которая ушла из этой игры с самым высшим титулом, что, конечно, давит на них. Люди ждут от них ярких побед, громких выступлений, чтобы они приумножили наши успехи отечественного КВН. Однако сделать это не так просто.

В-третьих, фактор того, что нынешняя молодежь выросла в другой стране. Мы читали огромное количество литературы на русском языке, свободно писали и разговаривали на нем. У нас был общий менталитет, пространство, юмор. КВН был другим. Сегодня многое изменилось и порой наши шутки просто не понимают представители других народов. В-четвертых, сегодня КВН превратился из студенческой игры в фабрику звезд и полигон шоу-бизнеса со своими законами. Сегодня я могу посмотреть КВН и ни разу не улыбнуться. КВН стал другим и порой я его не понимаю.

В-пятых, назову субъективный фактор. Считаю, что 60-70% наших побед – это сила воли нашего лидера Анара Мамедханова. Сегодня нет личности, которая смогла бы убедить не только играющих в КВН, что за ними стоит страна, но и всю страну, что это они поднимают ее флаг, работают на ее престиж и имидж на международной арене. А Анар, в свое время, смог это сделать. Сегодня наша талантливая молодежь хочет играть в КВН, им интересно, но вышеперечисленные факторы не позволяют им подняться на уровень, который от них ждут.

Надеюсь, все еще впереди и мы еще услышим об успехах азербайджанских КВН-щиков и будем аплодировать им стоя.

435b501cf115243.jpg

— Джавид, чем ты занимаешься сегодня?

— К сожалению, сегодня, несмотря на наличие большого числа задумок и идей, у меня творческий застой, который связан, в первую очередь, с сокращением финансирования документального кино. Раньше работа на киностудии «Яддаш» кипела. Мы занимались пиаром страны, отсняли более 100 документальных фильмов на патриотическую тему, об известных деятелях искусства, науки и культуры нашей страны. На студии Азербайджанфильм снималось 2-3 художественных фильма в год. Некоторые из них очень удачные.

Мы снимали ежегодно порядка 10-15 документальных картин о национальных героях Азербайджана, Карабахской Войне и т.д. Эти фильмы – историческая память нашего народа. Эти картины мы показывали в школах, военных частях, на линии фронта, поднимая дух патриотизма и занимаясь просвещением молодежи. Не могу не отметить фильм «Дети войны», рассказывающий о судьбах детей, выживших во время Ходжалинской трагедии. Над картиной работали режиссер Шамиль Наджафзаде и оператор Низами Аббасов, который, в свое время, снимал этих детей на линии фронта и рассказал об их судьбах через 20 лет. Это очень трогательная и поучительная картина.

Помимо этого, была отснята масса фильмов про азербайджанских деятелей культуры, науки, а также про города и регионы страны, которые на дисках распространялись по всему миру, были в каждом нашем посольстве. Эти фильмы больше известны за границей, чем национальному зрителю, ведь отечественные каналы, к сожалению, их не показывают. У нас работал очень слаженный и профессиональный коллектив, создававший качественный и нужный продукт. Увы, сейчас всего этого нет, госфинансирование практически закончилось. Начался период выживания. Некоторые мои талантливые коллеги ушли из профессии. Многие ребята, которых мы взрастили с нуля, ушли на ТВ. Это очень тяжелый период….

— Неужели ты вообще ничем не занимаешься? Я  никогда не поверю, что Джавид Имамвердиев сидит и ничего не делает?

— Конечно, нет (смеется). Дело в том, что я, наверное, единственный современный азербайджанский режиссер, которого приглашают за границу проводить неазербайджанские мероприятия. К примеру, не так давно я вернулся из Москвы, где мне посчастливилось подготовить цикл мероприятий (12), приуроченных к 85-летию Александра Моисеевича Городницкого, гениальной личности, великого российского поэта, одного из основоположников жанра авторской песни в России, заслуженного деятеля искусств РФ, первого лауреата Государственной литературной премии имени Булата Окуджавы.

Пять лет назад Александр Моисеевич доверил мне провести свой юбилейный концерт в Московском Кремлевском Дворце Съездов, и теперь его выбор вновь пал на меня. Мы сделали оригинальные литературно-музыкальные постановки, которые прошли с большим успехом в Доме литераторов, Доме музыки, Ленинградской филармонии и т.д. Отвечая на вопрос – почему он доверил проведение столь важных мероприятий азербайджанскому специалисту, Александр Моисеевич ответил так: «Хороших режиссеров много, но Джавид единственный, известный мне режиссер, родом из авторской песни».

Один из этих вечеров в Доме литераторов вел Михаил Гусман, который в шутку сказал, что на вечере собралась хорошая бакинская компания. Вообще, Александр Моисеевич очень тепло относится к Азербайджану, который он несколько раз объездил, к примеру, считая нашу кухню лучшей в мире. Он регулярно приезжает на фестивали бардовской песни в Баку, мы путешествуем по стране, заглядываем в самые красивые уголки Азербайджана. Александр Моисеевич написал, а мы выпустили его книгу «Бакинская тетрадь», где много теплых впечатлений в стихах о Баку, Гяндже, Шамахы, Лерике и других регионах нашей страны, где ему удалось побывать. Эти строки я бы назвал своего рода гимном Баку — «Этот город картинкой из сказки, Неожиданно вспомнится мне, Там луною сияющий Каспий, Пахнет нефтью добытой на дне, Этот город преградой зелёной, Постоянно стоит на пути, По Торговой и по Телефонной, В сотый раз предлагая пройти»! Каждый фестиваль традиционно начинается с этой песни, а заканчивается его песней об Азербайджане:

Прощай Гянджа, прощай Баку, Прощай Лерик

Себя от мысли отвлеку

Что я старик

Ты как лекарство мне дана

От старых ран

Моя любимая страна — Азербайджан

Если мы говорим, что гениальный Сергей Есенин посвятил Баку свои стихотворения в ХХ веке, то другой классик русской поэзии Александр Моисеевич Городницкий уже целую книгу посвятил не только Баку, но и всему Азербайджану, причем и дальше продолжает писать о нашей стране.

Интервью подготовлено при поддержке сети книжных магазинов LIBRAFF

895b501cf1481d7.jpg

1b471f9790dab5a50ed6d942b3e085b7

69125d4abf8eaa1bccffa9d8be8653d7