Главная » Мужская сторона жизни » Ислам Бахшалиев: «Искусство – это жизнь…»

Ислам Бахшалиев: «Искусство – это жизнь…»

Моим сегодняшним собеседником стал директор Центра социально-психологической реабилитации молодежи «Dirçəliş» (Возрождение), человек, занимающийся организацией выставок азербайджанских художников за рубежом Ислам Бахшалиев.

Возглавляемая им организация объединила в своих рядах талантливую азербайджанскую молодежь, которой он на протяжении долгих лет помогает уверенно заявлять о себе на мировом уровне, показывать свой талант европейской публике, получать стимул к дальнейшей деятельности. Сегодня мне хочется познакомить вас, мои дорогие читатели, более подробно с его деятельностью, и поведать, какую пользу она приносит азербайджанской культуре.

— Здравствуйте, Ислам бей. Всем интересно более подробно узнать о деятельности Вашей организации « Dirçəliş », ее основных целях и задачах, но предварительно расскажите немного о себе нашим читателям.

— Добрый день! Родился я в Геранбое в селе Тап-Гарагоюнлу. Отец долгое время работал директором местной школы. С детства я мечтал стать архитектором. Мне нравилось мастерить из пластилина разные фигуры. Учился я хорошо. После окончания школы детская мечта привела меня в Баку, где я хотел поступить в Азербайджанский Архитектурно-Строительный Университет, но во время беседы с деканом узнал, что свободных мест уже нет и они не приняли мои документы.

Поэтому решил отправиться в Азербайджанский Политехнический Институт (ныне Азербайджанский Технический Университет), где поступил на факультет автотранспорта, который в те годы пользовался большой популярностью. Несмотря на высокую конкуренцию и сложные экзамены, мне удалось не только поступить, но и окончить данное учебное заведение с красным дипломом.

Декан, с которым у меня были прекрасные отношения, предложил мне начать работать в ГАИ, от которого я отказался. Затем я продолжил учебу, занимался научной деятельностью, успев параллельно пройти двухгодичный курс французского языка в Институте языков. Затем по распределению я попал в транспортное управление города Баку, где продолжил свою профессиональную деятельность.

5b7a9f365eb49a27380f6c080abcab02.jpg

Я работал и параллельно учился, но события конца 80-х годов не позволили мне продолжить научную деятельность. Было сложное время, неразбериха. Однако мне удалось попасть в список ста студентов, которые были отправлены учиться в Стамбул.

После моего возвращения на родину Азербайджан уже был независимым государством. Я принял решение покинуть управление и начать собственное дело, одним из первых в Азербайджане открыв свою турфирму в частном туристическом секторе. Учась в университете, мне, помимо французского языка, удалось пройти курс, связанный с туризмом и его организацией по специализации «глава туристической группы». К тому же, в университетские годы по линии профсоюза мы часто отправлялись в страны Союза и даже за границу.

Это были 4-х дневные туры, где меня выбирали в качестве главы делегации, куда порой входило до 30-ти человек. Уже тогда у меня были хорошие организационные способности, которые со временем усовершенствовались. Полученный в те годы опыт помогает мне на протяжении всей жизни. Поэтому, начав заниматься туризмом, мне удалось преуспеть и в этой сфере.

— Однако, спустя время, Вы решили помимо туризма заняться и общественной деятельностью…

— Да! С 1994-го года я вступил в организацию «Гражданское общество» и стал вице-президентом Общества Солидарности Азербайджанской Молодежи Мира и стал заниматься вопросами диаспоры.

С 1998-го года — вице-президент и один из основателей созданного нами Фонда Защиты Прав Граждан. А в 1999-ом году был создан Центр Социально-Психологической Реабилитации Молодежи «Dirçəliş». Это было тяжелым временем для всех: экономическая разруха, безработица, беженцы… — все это не могло не отразиться на нашей молодежи. Она просто не знала, что делать, как жить, и на что ориентироваться. Развал СССР и образование независимого Азербайджана привело к возникновению новых понятий и норм жизни, к которым было сложно приспособиться и ориентироваться не только молодежи, но даже их родителям.

Поэтому мы и решили открыть центр «Dirçəliş», который стал неким маяком, подсказывающим правильное направление; местом, где можно было бы найти помощь в решении проблем и получить полезный совет. За минувший срок мы осуществили более ста различных социальных проектов. Да и сам термин социально-психологическая реабилитация в Азербайджан «привезли» именно мы, хотя во всем мире это практикуется уже давно.

Постепенно к этому виду реабилитации привыкли и жители нашей страны. При поддержке различных фондов и посольств нам удалось решить много проблем и успешно провести целый ряд важных проектов. Мне удалось мотивировать и помочь огромному числу молодых людей найти свое место в жизни….

23a229e02ce514550f1fd9f7afe112b4.jpg

— Наряду с социальными проектами, Вы особое внимание уделяли культурным мероприятиям. Вы помните свою первую выставку?

— Конечно! Она была организована в 2001-ом году и называлась «Мой дом родной — Азербайджан», привлекая общественные организации и сообщества. Выставка, в которой приняли участие учащиеся средних школ города Баку, была приурочена к открытию Национального Института Донорства.

Не могу не отметить другую крупную выставку под названием «Послезавтра» («Sonra Sabah»), которую мы провели в 2005-ом году в галерее «1969», лучшем выставочном салоне того времени. В ней приняли участие Азер Алиев и Юсиф Багиров, каждый из которых выставил по 50 работ. Вернисаж прошел полным аншлагом и стал окном в жизнь для обоих художников, которым нужна была площадка, чтобы познакомить людей со своим творчеством, и они этот шанс получили. Это один из сотен примеров, которые я могу привести.

— Расскажите про трехъязычный моноспектакль «Путь, ведущий в ад» («Cəhənnəmə gedən yol»), посвященный борьбе с наркоманией, который был поставлен под руководством Вашей организации…

— Первый показ спектакля «Путь, ведущий в ад» с большим успехом прошел в Театре Песни имени Рашида Бейбутова на азербайджанском языке. Представление была направлено на эстетическое и нравственное воспитание молодого поколения, и имело большой успех, благодаря сильному сценарию, профессиональной игре молодых актеров и актуальности выбранной темы. Создатель и учредитель Музея Миниатюрной Книги, заслуженный работник культуры Зарифа ханум Салахова была так впечатлена премьерой, что предложила ежемесячно показывать этот спектакль в Аздраме, настолько он был интересным и полезным для молодежи. Премьера получила широкое освещение в отечественных СМИ.

Затем этот спектакль был показан на лезгинском языке в Гусаре (2009), а также на талышском – в Астаре (2009). Помимо этого, спектакль «Путь, ведущий в ад» был также поставлен в Университете «Кавказ», где получил высокую оценку со стороны руководства учебного заведения и самих учащихся.

— Как мы знаем, Вы стали автором идеи первого клипа, снятого на тему азербайджанских шехидов. Расскажите об этом подробнее…

— Вы абсолютно правы. Это произошло в январе 2001-го года. Все готовились к мероприятиям, посвященным очередной годовщине событий Черного января, куда мы вместе с ребятами из нашего Центра решили внести свою лепту.

Девочка из нашего центра по имени Рамия, родом из Физули, которая пополнила ряды вынужденных переселенцев в результате карабахской войны, написала песню на стихотворение азербайджанского поэта Паши Гальбинура «Şəhid ruhudur gözlerim Allah». В связи с этим я обратился к руководству телеканала «Лидер-ТВ», которое положительно восприняло мое предложение и мы приступили к съемкам этого клипа, где приняло участие около 50-ти представителей азербайджанской молодежи. В день годовщины 20 января данный клип несколько раз на протяжении дня транслировался на телеканале «Лидер-ТВ». Затем данный клип несколько раз был показан в день годовщины Ходжалинских событий 26 февраля.

837395a12686cc0dfe8eaa9839dc364a.jpg

— Ислам бей, как человек, который провел не одну персональную выставку, могу сказать, что организация вернисажей это довольно утомительный процесс. Как Вам удается этим заниматься постоянно?

— Вы правы! Организация выставок очень сложный и кропотливый процесс, особенно, если мероприятие проходит за границей, и ты везешь делегацию в составе нескольких десятков человек. Это и транспортировка работ, и перелет, размещение, страховка, и проведение экскурсий. Однако опыт, полученный за время работы в сфере туризма, мне помогает сконструировать свою работу, действуя по разработанному механизму, согласно которому все проходит идеально по всем правилам и участники остаются довольны. Это всё благодаря опыту.

Были случаи, когда мы сталкивались с препятствиями, созданными порой завистливыми соотечественниками. Некоторым ребятам не выдавали визы, не предъявляя при этом никаких объяснений, но проявляя характер и идя до конца, мне удавалось исправлять ситуацию и помогать нашим художникам отстаивать свои права.

— Когда Вы решили, что необходимо начать проводить выставки азербайджанских художников в Европе?

— Фонд Гейдара Алиева, созданный в 2004-ом году, возглавляемый первым вице-президентом Азербайджана Мехрибан ханум Алиевой начал проводить важные проекты в сфере культуры. Самое сильное оружие в мире — культура, которая является истинным богатством народа и причиной восхищения и уважения, проявляемые к нему представителями других народов и стран. Культурные мероприятия, реализуемые Фондом, позволили пробудить народ, который стал больше ценить свою культуру, которая вышла на новый уровень.

Мы со своей стороны стали вносить свою лепту в пропаганду азербайджанской культуры за рубежом, увеличив количество культурных проектов. Так и родилась идея проводить выставки в Европе.

— В какой стране была проведена первая выставке, и в каких странах Вы проводили выставки потом?

— Первую выставку мы провели в 2010 году в столице Болгарии городе Софии, в которой приняли участие 16 художников. Мероприятие, прошедшее с большим успехом в здании Академии наук Болгарии, было организовано «Dirçəliş» при содействии Посольства Азербайджана в этой стране и Академии Наук Болгарии. На открытии вернисажа выступил президент Академии наук Болгарии Никола Саботинов, отметивший, что в здании Академии впервые прошло столь интересное событие, связанное с искусством. Скажу больше, за время нашего пребывания в Болгарии мне удалось провести презентацию азербайджанской кухни.

Таким образом, мы внесли свой вклад в формирование правильного имиджа Азербайджана на мировой арене. Затем были следующие страны и города: Брюссель (три раза), Вена, Париж, Рим, Лондон, Милан, Прага, Варшава, Берн, Будапешт, Ватерлоо, Люксембург.

8e9a3f5d0414fd3ba82471d49d719733.jpg

— Как проходит отбор художников для выставок в Европе? Какие требования предъявляются к кандидату?

— К нам может обратиться любой художник. Главный критерий – это стремление расти и развиваться, желание работать и выставляться, прославляя свою Родину. Мы предоставляем возможность выставить свои работы в Европе, как молодым, так и уже известным художникам. Я не ставлю строгих рамок. Считаю, что необходимо дать шанс каждому, если он действительно хочет проявить себя. Всегда советую молодежи быть более энергичными, активно заниматься своей деятельностью, проявлять силу воли для достижения поставленных целей. Только так можно чего-то добиться в этой жизни, а если лениться, то тебе не суждено будет выбраться из общей массы.

— Как подобные мероприятия влияют на художников?

— Просто прекрасно! Азербайджанские художники видят новый мир, знакомятся с людьми, завязывают новые контакты. Они общаются со своими иностранными коллегами. Если картины молодого автора покупают, что происходит довольно часто, то это становится для него дополнительным стимулом для саморазвития. Это отличная мотивация. Из каждой поездки художники возвращаются новыми людьми, обновляется их подход к искусству, расширяются границы мировоззрения и восприятия окружающей действительности, оказывающие положительное влияние на формирование будущей личности. Поэтому я считаю, что для нашей молодежи очень важно выставляться за рубежом, а не только в родном Баку.

— В прошлом году Вы организовали выставки для Сакита Мамедова и его учеников в Бельгии и Люксембурге. Мне удалось на личном опыте убедиться в том, на каком высоком уровне Вы проводите выставки.

— Спасибо большое за столь высокую оценку. Это были юбилейные выставки. А если подвести небольшой итог, то до сегодняшнего дня под патронажем моей организации мы провели в Европе 15 художественных выставок, в которых приняло участие 250 художников, лично присутствующих на открытии. В общей сложности было выставлено более 1200 работ азербайджанских авторов. Как результат активной работы одним из наших достижений можно назвать установление двухметрового памятника известной азербайджанской поэтессе Хуршидбану Натаван в бельгийском городе Ватерлоо. Автор работы молодой талантливый азербайджанский скульптор Имран Мехтиев.

Многие задаются вопросом, как могут новички выставляться с известными художниками?

К примеру, на юбилейных выставках мы представили на суд зрителей работы молодых живописцев и полотна живой легенды азербайджанского искусства Сакита Мамедова. Считаю, что уже состоявшимся художникам нет ничего зазорного выставляться с молодыми, ведь они сами когда-то были начинающими. Подобные вернисажи являются отличным стимулом для нашей молодежи. Они начинают больше работать над собой, ставят перед собой серьезные цели, достигают их и переходят к реализации новых.

33ef7f3600f667cd3dcaac0f618a7fd8.jpg

— Как европейская публика реагирует на творчество наших талантливых ребят?

— Европейская публика всегда очень тепло встречает представителей азербайджанской культуры и искусства — будь то живопись, скульптура, музыка, ковроткачество и т.д. Люди в Европе очень любят искусства. Им всегда нравится что-то оригинальное, экзотическое, аутентичное, поэтому работы наших живописцев, написанные яркими сочными красками, передающие все теплоту и радушие азербайджанской души, производят на них потрясающее впечатление.

Наши художники всегда используют теплые краски, что позволяет сделать работы колоритными и неотразимыми. Это великолепие просто очаровывает европейцев, трогает их до глубины души.

— Ислам бей, в то время, как многие больше думают о материальной составляющей, Вы целиком и полностью посвятили себя пропаганде азербайджанской культуры. Вообще, что движет Вами? Что не позволяет Вам останавливаться на достигнутом?

— Понимаете, для некоторых людей материальные блага могут стоять на первом месте, но не для меня. Я очень люблю свою Родину и стараюсь заниматься нужным и полезным делом. Конечно, каждому свое, человек выполняет заранее отведенную ему задачу. Думаю, мне выпала честь представлять нашу культуру за рубежом и помогать молодым талантам.

Тот факт, что ребята добиваются успеха, находят свой путь в жизни, работают, реализовывают свой потенциал — для меня самая большая награда. Это чувство не передать словами. Всевышний видит всё и воздает каждому по его заслугам. Я нашел себя в этой деятельности, значит, именно в просвещении и заключается моя миссия. Мною движет не только любовь к своему народу и искусству, но и желание познакомить представителей других стран с нашей богатой культурой.

На мой взгляд, в век активной глобализации, нужно осуществлять в Европе как можно больше проектов, мы должны действовать активнее, а не стоять на месте. Нужно демонстрировать миру богатейшую культуру азербайджанского народа. Мне не удалось стать скульптором или художником по стечению обстоятельств, но я люблю искусство всей душой. Зато волею судьбы путь мой все равно пересекся с культурой, и я очень этому рад.

На выставках, которые я устраиваю, публике наглядно демонстрируются как современные веяния, так и традиции нашей культуры. Это очень важно. Наши мероприятия – это пропаганда азербайджанской культуры за рубежом, формирование правильного представления о нас у европейцев. Мы работаем на имидж Азербайджана, стараясь показывать нашу культуру, обычаи и традиции всему миру.

Наша деятельность рушит мифы и легенды, которые слагают о нас наши недруги. Ведь народ с богатой культурой никогда не станет заниматься присвоением достижений культуры другого народа, и никогда не позарится на земли соседнего государства.

c4ed659ae07dd4aa1ab6f2bf2406f608.jpg

— Расскажите о планах на будущее?

— У меня много важных проектов, один из которых мы планируем реализовать в июне текущего года в ЮНЕСКО накануне 100-летия Азербайджанской Демократической Республики. Наша цель привлечь внимание посетителей и представителей 180-ти стран, работающих в ЮНЕСКО, к этому значимому событию. Отмечу, что 20% вырученных от продажи картин средств мы собираемся направить в Фонд Всемирного Наследия ЮНЕСКО. Если у нас все получится, это станет огромным шагом, на пути повышения имиджа Азербайджана на международной арене. Это будет первая художественная выставка молодых азербайджанских живописцев, проведенная в ЮНЕСКО. Сейчас активным ходом идет подготовка к этому значимому событию.

Спасибо всем, кто поддерживает нас в этом благом деле. Это и глава AZAL Джахангир Аскеров, оказывающий поддержку при транспортировке картин, и министр иностранных дел Эльмар Мамедъяров, ведь возглавляемое им министерство оказало нам большую поддержку вместе с посольствами Азербайджана, аккредитованными в странах, где мы проводили выставки. К большому сожалению, аналогичной поддержки не поступило от представителей азербайджанской диаспоры, проживающих за рубежом. Они даже не приходят на наши выставки, несмотря на то, что я их лично приглашаю. Надеюсь, в будущем это отношение изменится в лучшую сторону.

18f49d89d340186e0bca1172b0ff6268

Интервью с Исламом Бахшалиевым подготовлено при поддержке популярной сети книжных магазинов LIBRAFF