Главная » Мужская сторона жизни » В чем конкурентная сила азербайджанского искусства? Лейла Хазари в беседе для QOROD.BLOG

В чем конкурентная сила азербайджанского искусства? Лейла Хазари в беседе для QOROD.BLOG

Лейла Хазари — руководитель Art Gallery Leyla Khazari.

По какому принципу вы отбираете работы для галереи?

Принцип отбора  основывается на  высоких  художественных стандартах. Хотя бы потому, что это  лицо Галереи, имидж Галереи. Есть неизвестные имена, начинающие художники и скульпторы. Мы советуемся с профессионалами. Среди них есть знаменитые имена. Они сами тоже выставляются у нас. Можно сказать, что это коллективный отбор. А если  автор именитый, то естественно выбираются самые интересные его работы. Те работы,  которые готовы для продажи. Одно дело характерный стиль автора. Он узнаваем и привлекает больше внимания, пользуется спросом. Ведь, все хотят иметь у себя такую работу, с первого взгляда на которую любой знаток живописи может определить автора. Но художники любят  экспериментировать, и работа может быть не коммерческой, но очень интересной. Мы стараемся раскрывать и эту сторону авторов. Художники должны быть узнаваемы и своими экспериментами. Мы считаем, что разность, неузнаваемость зависят от частоты показа не характерных для этого автора произведений. Если можно так сказать, мы стараемся показать авторов во всех их проявлениях. Избегаем штампов.   Мы в основном работаем с азербайджанскими художниками, все таки живое общение с авторами очень важно, но уже связываемся и с зарубежными. Благо, интернет помогает нам в этом.

Какая направленность у галереи?

Направленность  –это все то, что может быть интересно зрителю; это высокая эстетика, в основном пропаганда современных азербайджанских художников, и в принципе всей азербайджанской культуры Мы обращаемся и к наследию старых мастеров, и к молодежи. Насколько возможно в наших условиях, стараемся охватить весь спектр и направления художественного мышления. Оно же меняется! Притом не через поколения, или группу художников живущих в одном временном отрезке или пространстве.  Художник  меняется с течением времени  по мере взросления не только биологически, но и духовно, обогащаясь и развиваясь он меняет первоначальные навыки и художественное мышление. Таких примеров в истории живописи очень много. Взять , к примеру разные периоды у Пикассо или два разных периода в технике у Саттара Бахлул-заде. И главное, мы меняемся вместе с нашими авторами. 

 Часто ли поступают вам предложения о покупке произведения искусства?

Беспрерывно. Поступают предложения не только о покупке, но и о консультации по произведению. Приглашают на виллы и коттеджи, в учреждения, для того, чтоб посоветоваться, то есть просят какое-то кураторство со стороны Галереи. Коллекционеры знакомят со своими коллекциями. В ходе такого общения могут родиться и дополнительные предложения о покупке. Я не хочу раскрывать все детали нашей деятельности. Но основа нашей деятельности это не только популяризация современной живописи, знакомство с новыми именами и авторами, а еще создание иногда даже прямой связи между потенциальными покупателями и авторами. Галерея, это вершина айсберга, это всего лишь одна треть видимой работы. Но, без Галереи всего этого не было бы.

Сильно ли изменились вкусы у людей за последние несколько лет?

Вкусы постоянно меняются, и это называется модой. Есть мода на эстетику. Фильмы, изобразительное искусство, музыка — сегодня они одни, вчера они были другими. Конечно же вкусы меняются и они должны меняться. И в будущем они будут другие. И то, что сегодня ценно, завтра может потерять значимость. А вот настоящее искусство перешагнет через влияния временных явлений,  оно останется на века,  будет конечно отражать свой век, стилистику своего времени, предпочтения и востребованность моды своего времени, но не перестанет удивлять глубиной и высокой художественностью.  Будет   фундаментом для следующих поисков в эстетике для художников, режиссёров, модельеров, для людей  нацеленных на созидание, на творчество.

Как вы относитесь к современному искусству?

Современное искусство всегда отражает то время, в котором мы живём. Это всегда интересно, а гораздо интересней посмотреть, как на это смотрят художники. Разные художники по разному отражают это время. Что такое современное искусство ? Это некое зеркало, которое отражает наше время. Есть, допустим художники, которые рисуют не современность, не то, что у нас перед глазами. Тематика может быть исторической или стиль характерный для авторов, живших даже не в прошлом столетии. Но от этого они не перестают быть нашими современниками или их творчество никак не отнесешь к средним векам. Все это современное искусство и художник пропускает это через призму современного видения. И прошлое и будущее соединяются в настоящем. Основываясь на традициях и создавая новые направления художники волей неволей являются связующим звеном между поколениями. Я воспринимаю современное искусство не как отдельное явление, а как часть процесса, который начался с первых наскальных рисунков, как в Гобустане и длится до сих пор, не прекращаясь ни на день.

Что вы думаете о сегодняшнем времени и значимости современного искусства в нашей жизни?

Это наше время, оно наше. И оно не может быть не хорошим. Его делаем мы. Мы живем в нем. И мы определяем нашу жизнь. Она  всегда интересна. Может быть иногда что-то негативное, но и есть очень много положительного. Если не получаешь удовольствие от жизни, то зачем тогда жить?! Можно видеть все время негативное, а можно знать про них не закрывая глаза на  них, не пряча голову в песок как страус, воспринимая сегодняшнее время как данность, и постараться делать что-то хорошее, что-то важное, и если возможно создавать красоту. Чем я в принципе и занимаюсь. А значимость современного искусства в нашей жизни, это в первую очередь  эстетика, это воспитание эстетических чувств , это умение разбираться в красоте, не только в модных украшениях, одежде или аксессуарах. Это еще и умение узнавать и ценить вечную красоту, которая не потеряет актуальности и через века.  Умение разбираться в искусстве помогает и в обычной жизни влияя на все в жизни человека. Это вопрос вкуса. А вкус формируется благодаря культуре, которая создавалась веками. 

Что ищут люди в эпоху кризиса и в чем конкурентная сила азербайджанского искусства?

В эпоху кризиса люди естественно ищут успокоения, выйти из этой кризисной ситуации, стресса. Может быть и искусство им в этом помогает. А в чем конкурентная сила азербайджанского искусства, оно, скажем так, достаточно яркое искусство, темпераментное. Его можно сравнить с живописью латиноамериканских стран, очень много схожего. Работа  с цветами. Если например взять северные страны, где оно более сдержанное, то здесь цвет бьет фонтаном. Колористика совершенно другая. Это не моё мнение. Ко мне обращаются например из России, и из Европы ( хотят познакомиться ближе). Это совершено другое искусство. Даже те, кто южнее нас, та же Турция, и даже они восторгаются нашими работами, потому, что если у них в работы в основном декоративные или более реалистичные, то у нас много нестандартных, абстрактных подходов.

Продвигаете ли Вы своих художников вне рамок галереи?

Конечно продвигаю. Это же не кончается стенами Галереи. Всегда хочется, чтобы художник, с которым мы работаем, был известен не только публике, посещающий  Галерею, хочется чтобы о нём знали не только в Азербайджане. Не все измеряется коммерцией.

Наверняка у вас есть какие-то свои нестандартные подходы к работе?

В работе Галереи, в работе с изобразительным искусством нет каких-то стандартов. У меня конечно же есть свои ноу-хау, с которыми я не хотела бы делиться, это бизнес все таки и раскрывать полностью карты я не хочу. Но если кому-то интересно, пожалуйста, всех приглашаю в свою Галерею.

Что сегодня представляют собой арт-галерея Лейлы Хазари?

Конечно она представляет собой уже совершенно другую картину, не то, что было три года назад. Если тогда работы подбирались как-то под одним углом зрения, то сегодня появился некий опыт, который, я просто уверена, со временем будет расти. На сегодня Галерея это интересная культурная площадка, к которой обращаются многие. Из-за пандемии часто приходится работать онлайн, но у нас большое количество подписчиков и в Фейсбуке и в Инстаграмм. Но это не отменяет того, что Галерея основная площадка, с которой начинаются все арт-проекты. Можно сказать, что Галерея есть в какой-то мере штаб-квартира, все проекты связаны с Галереей видимыми и невидимыми нитями.

Какой год жизни вашей арт-галереи был самым сложным и насыщенным?

Ну естественно , первый год. Это были постоянные поездки, постоянные знакомства, обучение, постоянное несогласие, недовольство существующим положением. Я стремилась к совершенству и эта работа ни на один день не прекращалась и продолжается до сих пор. И я многому научилась у художников. Это был самый сложный год. Я не ожидала, что будучи уже взрослой мне придется менять взгляды, предпочтения, отношение ко всему. И под влиянием  абсолютно разных творческих людей  все это естественно начало меняться, чему я очень рада. Это насыщает, это обогащает. Это формирует. Это создает нового тебя. Ты начинаешь по-новому смотреть на мир, иногда глазами разных художником, ты учишься замечать тонкие грани, замечать красоту там, где до недавнего времени вообще ничего не замечал. Вот первый год работы ,можно сказать, был ломкой старого восприятия и формирования нового. Год преобразования и перезапуска, если пользоваться компьютерным языком.

Расскажите о самых запоминающихся выставках.

Мы в прошлом году готовили очень большую выставку Al\Baliq. Были привлечены и захотели участвовать очень многие мастера своего дела. Художники и скульпторы загорелись этой идеей.  В городе был большой ажиотаж, все хотели побывать на этой выставке, но из-за пандемии пришлось отменить за два дня до открытия. Но идея пока остается. Мы все ждем конца этой чумы 21-го века. Думаю, что мы все-таки сделаем , претворим в жизнь задуманное, даже еще лучше, богаче и насыщеннее. И до этого мы не сидели сложа руки, конечно. У  нас проходили тематические вечера, мероприятия, с российского телевидения приезжали. Была презентация документального фильма о скульпторе Фазиле Наджафове. Галерея всегда была открыта к любым предложениям. Главным критерием, конечно, всегда будет оставаться высокое качество. Качество во всем. И в произведениях , и в организации, и даже в обычном общении. И мы всегда готовы  к новому. Мы же современная Галерея.

0 views